Использование соблюдение исполнение применение – 42. , ,

использование, соблюдение, исполнение, применение — Мегаобучалка

Воплощение всех функций права в жизнь возможно лишь при условии реального действия правовых предписаний или реализации их в деятельности людей и организаций.

Следует подчеркнуть, что под реализацией права понимаются только такие действия, которые соответствуют правовым нормам, так как противоправная деятельность и неправомерное поведение связаны с нарушением юридических предписаний.

Классификация форм реализации правовых норм проводится по различным основаниям.

Наиболее распространенной является классификация форм реализации, построенная в зависимости отхарактера действийсубъектов права.

В соответствии с этим признаком-критерием выделяют три непосредственные формы реализации: соблюдение, исполнение и использование. Этим трем непосредственным формам реализации права соответствуют три способа правового регулирования — запрет, обязывание и дозволение. Непосредственными эти формы реализации называют потому, что субъекты права сами реализуют требования правовых норм в правомерном поведении, не прибегая к помощи органов государства.

В тех случаях, когда реализация права на основе взаимного согласия граждан, организаций невозможна, возникает необходимость государственного вмешательства, без которого претворение предписаний норм права в жизнь невозможно. В этом случае речь идет об особой форме реализации — применении права.

Соблюдение выражается преимущественно в пассивном поведении разнообразных субъектов, состоящем в обязанности их воздержания от совершения социально вредных действий, запрещенных правом. Установление такого рода запрета связано с возможностью причинения вреда интересам общества, государства или личности. Его социальная значимость, как правило, очевидна для большинства граждан. Это естественное, проходящее вне конкретных правоотношений поведение субъектов, которые, как правило, даже не осознают, что реализуют уголовно-правовые запреты (не убивают, не крадут и т. д.). В этой форме реализуются запрещающие нормы.



«Соблюдение норм права связано только с реализацией запрещающих норм. Социальная роль и назначение данной формы реализации права заключается в том, чтобы не допустить совершения действий, которые причинили бы вред не только обществу и государству, но и личности. Соблюдение обязанностей всегда имеет не активный, а пассивный характер. Реализация данной формы достигается не в силу совершения активных действий субъектов права, а благодаря воздержанию от совершения запрещенных законом действий””

Исполнение состоит в активном выполнении субъектом возложенных на него обязанностей. Оно становится своеобразной преградой на пути произвола, неорганизованности, хаоса и игнорирования общезначимого интереса. Поэтому данная форма отличается персонификацией и повышенной императивностью официально закрепленных предписаний, выполняемых под страхом наказания за их невыполнение. В ней реализуются обязывающие нормы.

“””””»Исполнение как форма реализации права представляет собой не что иное, как реализацию обязывающих норм, выполнение субъектом права возложенных на него обязательств. Исполнение обязательств выражается в совершении физическим или юридическим лицом действий, предусмотренных нормой права.”””

 

Использование состоит в добровольном и последовательном осуществлении субъектами права принадлежащих им субъективных прав, которое происходит в активной или пассивной форме. Реализация права в данном варианте происходит только по желанию самого субъекта, который может воспользоваться, а может и не воспользоваться своим субъективным правом. Она основана на принципах добровольности, заинтересованности, самостоятельности и социальной активности адресатов правовых норм. Элемент императивности здесь состоит в предупреждении злоупотребления нравом и защите законных интересов иных субъектов права. Причем пользование правом носит последовательный, процедурный характер. Сложность этих процедур во многом зависит от содержания и степени значимости самого субъективного права. В этой форме реализуются управомочиваюшие нормы.

“””””Наконец,использование прав или правомочий выражается в активной реализации возможностей, предоставляемых субъектам различных общественных отношений нормами права. В пределах данной формы реализации права происходит осуществление субъективных прав участниками общественных отношений.

Примером может служить право собственника владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему имуществом, право родителей дать ребенку имя и др.””””

 

Соблюдение, исполнение и использование, отражая три основных способа правового регулирования (запрет, обязывание и дозволение), по-разному проявляются в реальном поведении субъектов и по-разному обеспечиваются государством. Если запрет и обязывание приводят к соблюдению и исполнению, во многом опираясь на возможность принуждения, то дозволение приводит к использованию только убеждения. В отдельных несложных вариантах поведения, связанных с преимущественной реализацией одной нормы, они имеют самостоятельное значение. При осуществлении комплексной, сложной деятельности одновременно присутствуют все названные формы реализации. Так, должностное лицо,

исполняя возложенные на него обязанности, в то же времяиспользует определенные права,соблюдаяпри этом границы своей компетенции.

Различают три способа реализации права:

1)непосредственный, который выражается в самостоятельной, добровольной реализации права самими субъектами;

2)опосредованный, когда реализация права осуществлястся государственно-властным правоприменительным решением;

3)договорный, который осуществляется по взаимному соглашению равноправных субъектов без вмешательства государственных органов.

 

Непосредственная реализация права (саморегуляция) в форме соблюдения, исполнения и использования характеризуется следующими свойствами:

— реализация гражданами своих прав осуществляется в данном случае непосредственно без участия и помощи со стороны властных органов. Субъект сам определяет объем реализации своего права и в любой момент может отказаться от реализации;

— процесс такой реализации не нуждается в сложных процедурах. Усложнение процедуры усложняет возможность пользоваться правами;

— как правило, нет необходимости принятия каких-либо дополнительных решений. Личность берет на себя ответственность за правомерность своего поведения. Таким образом, непосредственная реализация права основана на убеждении людей в справедливости, полезности и необходимости правового способа бытия, осознании своей ответственности перед государством и другими людьми.

 

Необходимость в правоприменении возникает тогда, когда для реализации нормы требуется наличие третьей, властной стороны, способной предупредить или разрешить возможные спорные ситуации.

Применение права представляет собой государственно-властную управленческую деятельность компетентных органов государства и некоторых иных уполномоченных на то организаций, которая состоит в принятии персонифицированных правовых предписаний, регулирующих конкретную жизненную ситуацию.

Особой формой реализации права являетсяправоприменение,представляющее собой комплексную властную деятельность, которая сочетает в себе и соблюдение, и использование, и исполнение правовых предписаний.

Применение права — это государственно-властная творческая деятельность компетентных органов, лиц и уполномоченных общественных организаций по реализации правовых норм относительно конкретных жизненных случаев путем вынесения индивидуально конкретных пpaвовых предписаний.

Правоприменение обусловлено определенными обстоятельствами. Необходимость в нем возникает, когда совершено правонарушение и необходимо установить для правонарушителя соответствующую меру наказания либо когда предусмотренные юридическими нормами права и обязанности не могут возникнуть у конкретных лиц без государственно-властной деятельности компетентных органов (служба в армии, поступление в вуз, устройство на работу и т. п.). То же самое относится к возникновению спора о праве и необходимости защитить чье-либо субъективное право. Наконец, необходимость осуществления предусмотренного законом контроля за правильностью приобретения прав и возложения обязанностей (нотариальное удостоверение бесспорных прав, получение разрешения на какую- либо деятельность и т. п.).

Правоприменение как форма реализации права обладает особымипризнаками, отличающими его от иных форм реализации.

Во-первых, правоприменение — это властная деятельность компетентных государственных органов и уполномоченных общественных организаций;

во-вторых, правоприменение характеризуется индивидуализацией правовых предписаний относительно конкретного субъекта в конкретной ситуации;

в-трегьих, правоприменение имеет творческий и организующий характер;

в-четвертых, оно осуществляется в специально установленных законом процессуальных формах; в-пятых, правоприменение завершается вынесением актов применения права.

 

 

megaobuchalka.ru

1.2. Формы реализации прав

Ядро проблемы реализации прав лежит в изучении самого процесса претворения велений в деятельности субъектов. Это требует выявления признаков, сопровождающих правореализационные процессы, т.е. идет речь о критериях классификации основных форм реализации права. В качестве таковых выступают:

а) Правовое положение субъектов;

б) Особенности реализуемых норм.

В теории нет единого критерия классификации форм реализации прав, поэтому данный вопрос является дискуссионным.

Наиболее обобщающий взгляд на этот вопрос имеет место в трудах В.Ф. Яковлева. Он говорит, что правореализационная деятельность – это претворение в жизнь, либо диспозиции, либо санкции правовых норм. Рассматриваемая деятельность выступает, как соблюдение, использование, исполнение норм права. По форме деятельности – властные и невластные формы6.

Данную точку зрения конкретизировал Н.Н. Вопленко. Он обратил внимание на то, что Яковлев исключает гипотезу из классификации, включая в реалиационную деятельность только санкцию и диспозицию. Реализуя санкцию нельзя не реализовать диспозицию и гипотезу, ибо применяя санкцию, соблюдаются требования гипотезы и исполняются веления диспозиции.

Нельзя сводить всю проблему реализации права к осуществлению только правовых норм. Нормы – это важный, но не единственный компонент права. Реализация норм не тождественна с реализацией, например, деклараций.

Реализовать декларацию – конкретизировать ее в законах.

Нормы делятся на запрещающие, управомочивающие и обязывающие. В зависимости от такого деления, выделяются следующие формы реализации права:

1) соблюдение

2) исполнение

3) использование

1. Соблюдение.

Выражается отсутствием активной человеческой деятельности. Для того, чтобы реализовать данную форму права достаточно воздержаться от совершения тех действий, которые запрещены законом. Данная форма является всеохватывающей, т.е. касается каждого правоспособного члена общества.

С.С. Алексеев7 : “Соблюдение права протекает незаметно”.

Когда законодатель принимает норму, содержащую запрет, люди строят свое поведение в соответствии с ними. Иначе говоря, запреты реализуются лишь в правомерном поведении общества.

А.В. Осипов расширяет представление о соблюдении права, включая в него исполнение позитивных предписаний.8

Но ведь и позитивное предписание – воля законодателя. Следовательно, налицо исполнение чужой воли. Соблюдение здесь только помогает исполнению веления.

2. Исполнение

Исполнение права по своему смыслу связано с соблюдением. Различны они в том, что соблюдение выражается в пассивном поведении, а исполнение в активном, в совершении определенных действий.

Исполнение – форма осуществления субъектами своих обязанностей.

Так же, в отличии от соблюдения исполнение предполагает возникновение определенных правовых отношений, а значит и наличии двух субъектов и правовой связи между ними, а так же существования юридического факта.

Данная форма призвана поддержать правовую активность граждан.

3. Использование

Здесь происходит претворение в жизнь правовых норм. Соблюдение и исполнение связаны с осуществлением юридических обязанностей, а использование предполагает осуществление субъективных прав.

Использование права, как и его исполнение, подразумевает активное поведение субъекта, но, как говорилось выше, при использовании реализуются субъективные права и гарантированные дозволения, а не юридические обязанности.

Наряду с исполнением, использованием права, выделяется применение. Применение – близкое по смыслу, но отличающаяся деятельность.

Применение права – есть, особая форма и способ претворения права в жизнь, основанный на властном положении субъектов. Особый характер определяется тем, что данную деятельность осуществляют должностные лица, т.е. специальный субъект права. Сама правоприменительная работа — это достаточно сложный комплекс действий и операций с целью вызвать к жизни определенные юридические последствия.

В литературе сложилось мнение, что применение нельзя ставить в один ряд с установлением, изменением и прекрашением правоотношений, так как это ведет к нарушению единого критерия классификации.9

Применение права харaктеризуется следующими признаками:

— Наличие властного состава и специального субъекта;

— Результат правоприменения – издание индивидуальных велений;

— Комплексное содержание деятельности;

— Деятельность подкреплена процессуальной урегулированностью;

— Профессионализм деятельности;

— Особый юридический факт;

— Управленческо-организационная природа.

Эта деятельность осуществляется только должностными лицами, т.е. отдельные граждане не могут быть правоприменителями, т.к. у них отсутствует властная функция.

Применение права — это управление социальными процессами общественной жизни. Органы государства, должностные лица, применяя правовые нормы, создают управленческие решения. Поэтому применение права — это особая разновидность управления делами общества. Акт применения права, издаваемый в виде судебного решения, приговора, постановления, есть управленческое решение. Это показывает особую социальную ценность правоприменительной деятельности.

Следующая черта — издание властных индивидуальных предписаний, содержащихся в актах применения права. Это означает, что в процессе применения правовых норм участники правоприменительной работы соблюдают, исполняют и используют правовые нормы, и все эти процессы происходят в рамках правоприменительных отношений, то есть применение права охватывает собой невластные формы реализации права.

Оно осуществляется в достаточно строгих процессуально урегулированных рамках правоприменительного процесса. По своему содержанию оно представляет творческую, интеллектуально-волевую деятельность. Должностное лицо, используя профессиональные знания и навыки, устанавливает тождество между общественными отношениями и нормами права. В результате этого соотнесения происходит квалификация того жизненного случая, который находится в сфере правового регулирования.

Применение права вызывается к жизни особыми поводами. К числу таких поводов следует отнести:

Во-первых, применение права возникает тогда, когда субъективные права и юридические обязанности не могут возникать из односторонних актов или желания субъектов;

Во-вторых, применение права возникает тогда, когда исследуются признаки неправомерного поведения и решается вопрос о привлечении виновного к юридической ответственности.

Применение права — это властная организационная деятельность компетентных, то есть специально на это уполномоченных органов и должностных лиц по рассмотрению и разрешению юридических дел путем издания индивидуальных правовых предписаний на основе и во исполнение действующего законодательства.

Применение права нельзя резко отрывать от соблюдения, исполнения и использования прав. Так поступает П.М. Рабинович, который отмечает, что «деятельность по применению права – это не непосредственная реализация, а лишь организационно-правовая предпосылка реализации.»10

Однако существуют нормы, которые возможно реализовать только посредством правоприменения. Например: наложения ареста на имущество. Правоприменение в данном случае – форма, а не предпосылка.

Законность выступает как цель правореализующей деятельности. Поэтому отрыв правоприменения от соблюдения, исполнения и использования неразумен.

Процесс правоприменения содержит в себе иные формы реализации права, но это не служит основанием для их отрицания.

Разумеется, нельзя представить применение права вне соблюдения, исполнения, использования. Следователь, например при расследовании дела, исполняет свою юридическую обязанность, но при этом он одновременно соблюдает процессуальные формы, применяет их, использую для этого предоставленные ему права.11

Подобный переплет форм правореализации обусловлен двусторонним императивным характером правовых норм. Но это не ведет к отождествлению форм реализации права.

Правоприменение от соблюдения, исполнения и использования, отличает то, что результаты деятельности применения права характеризуются высокой социальной значимостью. Ценность состоит в способности обеспечивать социально ценные результаты правореализации.

14

studfiles.net

3 Соблюдение, исполнение и использование как непосредственные формы реализации права.

Со стороны осуществления права в поступках граждан различаются следующие формы реализации права: осуществление (использование) прав, исполнение обязанностей, соблюдение обязанностей и применение норм права (особая форма их реализации). 1. Соблюдением реализуются запрещающие нормы. Суть этой формы состоит в пассивном воздержании от совершения действий, находящихся под запретом. 2. Исполнение требует активных действий, связанных с претворением в жизнь обязывающих предписаний. В такой форме реализуются нормы, определяющие юридические нормы граждан, должностных лиц, государственных и общественных организаций, их органов. Например, обязанность поставщика в установленный срок поставить заказчику продукцию. Особенность этой формы реализации заключается в том, что субъекты должны, независимо от собственного желания, совершать активные действия, предусмотренные нормами права. 3. Использование права направлено на осуществление правомочий лица, и, следовательно, по его усмотрению здесь может иметь место как активное, так и пассивное поведение. В этой форме осуществляются, например, нормы, закрепляющие за гражданами право участвовать в выборах представительных органов государственной власти; право владеть, пользоваться и распоряжаться своим имуществом и другие. 4. Особое место занимает применение права как комплексная властная деятельность по реализации правовых норм, сочетающая в себе одновременно разные поведенческие акты.

4 Механизм правореализации.

Применение права всегда протекает как определенный процесс, который в своем развитии проходит несколько стадий. В научной лит-ре принято выделять процедурные и функциональные стадии применения права. Процедурная стадия характеризуется как процесс применения права с внешней стороны. Как процесс производства юр-го дела. Есть 4 основных процедурных стадии: стадия возбуждения юр-го дела, стадия сбора и оценки материала, стадия вынесения решения по юр-му делу. Отдельные виды производства юр-го дела могут иметь и большее число стадий (в уг. или гр. процессе стадию обжалования приговора, рассмотрение в кассационном порядке надзорной инстанцией). Функциональные стадии характеризуют процесс применения права с внутренней стороны, они рассматривают логику или механизм прим. права. Можно выделить 3 осн. функциональных стадии применения права: стадию установления фактических обстоятельств дела (фактические обстоятельства устанавливаются либо непосредственно правоприменителем, либо им же, но с помощью юр-их доказательств). Стадию юр-ой оценки фактических обстоятельств дела (иногда её называют стадией выбора и анализа правовых норм). На этой стадии имеют место: 1. Отыскание необходимых правовых норм. 2. Проверка подлинности текста этих правовых норм (низшая критика). 3. Проверка юридической правильности правовых норм. 4. уяснение смысла правовых норм (т.е. толкование). 5. Юр-ая квалификация, т.е. мысленно подведение фактов, обстоятельств дела под установленную правовую норму. На стадии принятия решения по юр-му делу происходит формулирование индивидуально конкретных правовых предписаний.

5 Применение правовых норм как особая форма реализации права .Реализация норм права: понятие и формы Нормы права имеют смысл лишь когда реализуются. Реализация права — это осуществление юридически закреплённых и гарантированных Г возможностей, проведение их в жизнь в деятельности людей и их организаций. Применение права — это властная деятельность уполномоченных на то государственных или иных органов, состоящая в рассмотрении конкретного юридического вопроса, дела и вынесения по нему индивидуального решения, обязательного для его адресатов. Обычно реализация права происходит без участия Г, его органов. Вместе с тем в некоторых типичных ситуациях возникает необходимость государственного вмешательства, без чего реализация права оказывается невозможной. Правоприменение это решение конкретного дела, жизненного случая, применение закона к конкретным лицам. Признаки: 1 Осуществляется уполномоченными на то гос органами и в пределах их компетенции. 2 Имеет индивидуальный характер (выносится в отношении конкретного юридического дела). 3 Указанное решение является обязательным для субъектов, которым оно адресовано, и для тех органов, которые должны его исполнять. 4 Правоприменительная деятельность носит властный характер, который проявляется не только в обязательности указанного решения для его адресатов, но и в обязательности требований правоприменителя к лицам, так или иначе причастным к рассмотрению дела (например, обязательность явки в суд свидетеля, ответчиков, экспертов по вызову суда, предоставление документов по его требованию). 4 Регламентируется процессуальными нормами. Эффективность действия норм права. Эффективность юридических норм — это результат их реализации на практике. Юридические нормы по своему содержанию и качеству бывают разными. Юридическое понятие »эффективность» означает положительное воздействие юридической нормы на общественные отношения. Положительность выявляется следующим образом: должны улучшаться условия жизни общества — тогда воздействие положительно. 1 Оценивать положительность нормы нужно с помощью категории »цель» — достигнута ли цель? И какова эта цель? Также необходимо цель соотнести с результатом. 2 Не всякий результат социально оправданной цели достигается правильными средствами и с малыми издержками. 3 Нужно соотносить результат с издержками. Специфическим показателем эффективности действия юридической нормы является не результат улучшения экономической, социально, политической и иных сфер жизни, а достижение гарантированности прав и свобод на практике. Это две составные части эффективности действия юридической нормы — гарантированность и улучшение всех сфер общественной жизни. Эффективность зависит от целого ряда факторов: Правильности отражения юридической нормой закономерностей развития общественной жизни; Уровня правосознания и правовой культуры людей; Информированности субъектов общественных правоотношений о действующих нормах; Уровня правовой законности и правопорядка и т.д.

studfiles.net

13.Реализаци норм права

Реализация права представляет собой процесс воплощения правовых норм в правомерное поведение субъектов, в достижение запланированного социально полезного результата, который зависит от ряда экономических, политических, социально- культурных, профессиональных и иных факторов.

Формами реализации права являются: соблюдение, исполнение, использование и применение правовых норм.

Соблюдение выражается преимущественно в пассивном поведении разнообразных субъектов, состоящем в обязанности их воздержания от совершения социально вредных действий, запрещенных правом. Установление такого рода запрета связано с возможностью причинения вреда интересам общества, государства или личности. Его социальная значимость, как правило, очевидна для большинства граждан. Это естественное, проходящее вне конкретных правоотношений поведение субъектов, которые, как правило, даже не осознают, что реализуют уголовно-правовые запреты (не убивают, не крадут и т. д.). В этой форме реализуются запрещающие нормы.

Исполнение состоит в активном выполнении субъектом возложенных на него обязанностей. Оно становится своеобразной преградой на пути произвола, неорганизованности, хаоса и игнорирования общезначимого интереса. Поэтому данная форма отличается персонификацией и повышенной императивностью официально закрепленных предписаний, выполняемых под страхом наказания за их невыполнение. В ней реализуются обязывающие нормы.

Использование состоит в добровольном и последовательном осуществлении субъектами права принадлежащих им субъективных прав, которое происходит в активной или пассивной форме. Реализация права в данном варианте происходит только по желанию самого субъекта, который может воспользоваться, а может и не воспользоваться своим субъективным правом. Она основана на принципах добровольности, заинтересованности, самостоятельности и социальной активности адресатов правовых норм. Элемент императивности здесь состоит в предупреждении злоупотребления нравом и защите законных интересов иных субъектов права. Причем пользование правом носит последовательный, процедурный характер. Сложность этих процедур во многом зависит от содержания и степени значимости самого субъективного права. В этой форме реализуются управомочиваюшие нормы.

Соблюдение, исполнение и использование, отражая три основных способа правового регулирования (запрет, обязывание и дозволение), по-разному проявляются в реальном поведении субъектов и по-разному обеспечиваются государством. Если запрет и обязывание приводят к соблюдению и исполнению, во многом опираясь на возможность принуждения, то дозволение приводит к использованию только убеждения. В отдельных несложных вариантах поведения, связанных с преимущественной реализацией одной нормы, они имеют самостоятельное значение. При осуществлении комплексной, сложной деятельности одновременно присутствуют все названные формы реализации. Так, должностное лицо, исполняя возложенные на него обязанности, в то же время использует определенные права, соблюдая при этом границы своей компетенции. Различают три способа реализации права: 1) непосредственный, который выражается в самостоятельной, добровольной реализации права самими субъектами; 2) опосредованный, когда реализация права осуще- ствлястся государственно-властным правоприменительным решением; 3) договорный, который осуществляется по взаимному соглашению равноправных субъектов без вмешательства государственных органов.

Непосредственная реализация права (саморегуляция) в форме соблюдения, исполнения и использования характеризуется следующими свойствами:

реализация гражданами своих прав осуществляется в данном случае непосредственно без участия и помощи со стороны властных органов. Субъект сам определяет объем реализации своего права и в любой момент может отказаться от реализации;

процесс такой реализации не нуждается в сложных процедурах. Усложнение процедуры усложняет возможность пользоваться правами;

как правило, нет необходимости принятия каких-либо дополнительных решений. Личность берет на себя ответственность за правомерность своего поведения. Таким образом, непосредственная реализация права основана на убеждении людей в справедливости, полезности и необходимости правового способа бытия, осознании своей ответственности перед государством и другими людьми.

Необходимость в правоприменении возникает тогда, когда для реализации нормы требуется наличие третьей, властной стороны, способной предупредить или разрешить возможные спорные ситуации. Применение права представляет собой государственно-властную управленческую деятельность компетентных органов государства и некоторых иных уполномоченных на то организаций, которая состоит в принятии персонифицированных правовых предписаний, регулирующих конкретную жизненную ситуацию.

Основы права

Яндекс.ДиректВсе объявленияСекрет самых богатых людей мира! 5 заповедей частного инвестора. Как делают 300-1000% в год?academyprivateinvestment.com 

Формы реализации права

Воплощение всех функций права в жизнь возможно лишь при условии реального действия правовых предписаний или реализации их в деятельности людей и организаций.

Следует подчеркнуть, что под реализацией права понимаются только такие действия, которые соответствуют правовым нормам, так как противоправная деятельность и неправомерное поведение связаны с нарушением юридических предписаний.

Классификация форм реализации правовых норм проводится по различным основаниям.

Наиболее распространенной является классификация форм реализации, построенная в зависимости от характера действийсубъектов права.

В соответствии с этим признаком-критерием выделяют три непосредственные формы реализации: соблюдение, исполнение и использование. Этим трем непосредственным формам реализации права соответствуют три способа правового регулирования — запрет, обязывание и дозволение. Непосредственными эти формы реализации называют потому, что субъекты права сами реализуют требования правовых норм в правомерном поведении, не прибегая к помощи органов государства.

В тех случаях, когда реализация права на основе взаимного согласия граждан, организаций невозможна, возникает необходимость государственного вмешательства, без которого претворение предписаний норм права в жизнь невозможно. В этом случае речь идет об особой форме реализации — применении права.

Относительно названных непосредственных форм реализации права следует отмстить следующее.

Соблюдение норм права связано только с реализацией запрещающих норм. Социальная роль и назначение данной формы реализации права заключается в том, чтобы не допустить совершения действий, которые причинили бы вред не только обществу и государству, но и личности. Соблюдение обязанностей всегда имеет не активный, а пассивный характер. Реализация данной формы достигается не в силу совершения активных действий субъектов права, а благодаря воздержанию от совершения запрещенных законом действий.

Исполнение как форма реализации права представляет собой не что иное, как реализацию обязывающих норм, выполнение субъектом права возложенных на него обязательств. Исполнение обязательств выражается в совершении физическим или юридическим лицом действий, предусмотренных нормой права.

Наконец, использование прав или правомочий выражается в активной реализации возможностей, предоставляемых субъектам различных общественных отношений нормами права. В пределах данной формы реализации права происходит осуществление субъективных прав участниками общественных отношений.

Примером может служить право собственника владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему имуществом, право родителей дать ребенку имя и др.

Правоприменение как особая форма реализации права

Особой формой реализации права является правоприменение, представляющее собой комплексную властную деятельность, которая сочетает в себе и соблюдение, и использование, и исполнение правовых предписаний.

Применение права — это государственно-властная творческая деятельность компетентных органов, лиц и уполномоченных общественных организаций по реализации правовых норм относительно конкретных жизненных случаев путем вынесения и нди видуал ьн о- ко нкретных iipaво вы х 11 ред гi иса н и й.

Правоприменение обусловлено определенными обстоятельствами. Необходимость в нем возникает, когда совершено правонарушение и необходимо установить для правонарушителя соответствующую меру наказания либо когда предусмотренные юридическими нормами права и обязанности не могут возникнуть у конкретных лиц без государственно-властной деятельности компетентных органов (служба в армии, поступление в вуз, устройство на работу и т. п.). То же самое относится к возникновению спора о праве и необходимости защитить чье-либо субъективное право. Наконец, необходимость осуществления предусмотренного законом контроля за правильностью приобретения прав и возложения обязанностей (нотариальное удостоверение бесспорных прав, получение разрешения на какую- либо деятельность и т. п.).

Правоприменение как форма реализации права обладает особыми признаками, отличающими его от иных форм реализации. Во-первых, правоприменение — это властная деятельность компетентных государственных органов и уполномоченных общественных организаций; во-вторых, правоприменение характеризуется индивидуализацией правовых предписаний относительно конкретного субъекта в конкретной ситуации; в-трегь- их, правоприменение имеет творческий и организующий характер; в-четвертых, оно осуществляется в специально установленных законом процессуальных формах; в-пятых, правоприменение завершается вынесением актов применения права.

studfiles.net

РАЗГРАНИЧЕНИЕ ПОНЯТИЙ «ИСПОЛНЕНИЕ» и «СОБЛЮДЕНИЕ» закона.

1. Соблюдение. Соблюдение нормы права – это форма реализации права, при которой субъект права, подчиняясь требованию нормы, воздерживается от определенного поведения. Например, человек воздерживается от совершения каких-либо противоправных действий.

2. Исполнение. Исполнение нормы права – это форма реализации права, при которой субъект права действует в точном соответствии с требованиями нормы, обязывающей субъекта действовать именно так, а не иначе. При исполнении нормы права, в отличие от соблюдения, необходимы активные действия субъекта: например, у сотрудников милиции есть обязанность при совершении на их глазах преступления принять все необходимые меры по пресечению преступления, защите граждан и их имущества и задержанию преступника.

Соблюдение права характеризуется повседневным поведением субъектов в соответствии с юридическими запретами.

Исполнение права терминологически и по смыслу тесно связано с соблюдением. Но если соблюдение выражается в пассивном поведении и в воздержании от нарушения правовых запретов, то исполнение предполагает активную деятельность, в процессе которой реализуются обязывающие нормы.

74.Определите понятие дисциплины в государственном управлении, назовите ее виды, охарактеризуйте систему правовых средств укрепления дисциплины и основные принципы их применения

Дисциплина есть форма общественной связи, свидетельствующая о признании и соблюдении человеком согласованных правил, норм, процедур поведения, общения, ведения определенных (порученных ему) дел. Она тесно связана с законностью и в известном смысле может рассматриваться как одно из средств ее обеспечения. В то же время дисциплина имеет самостоятельный смысл, набор элементов и их структур, место и результаты применения. С законностью она образует общее сегментное «поле», за пределами которого каждая выполняет свои функции. Об этом нельзя забывать.

Виды дисциплины в сфере гос управления

ü Трудовая дисциплина – обязательное для всех работников подчинение установленному трудовому распорядку и надлежащее выполнение своих обязанностей.

ü Финансовая дисциплина — точное и своевременное выполнение предприятия ми, организациями и учреждениями установленных в соответствии с законодательством и изданными на его основе правилами бюджетных, кредитных, расчетных и других финансовых обязательств.

ü Производственная дисциплина — исполнение указаний и распоряжений, связанных с производственной деятельностью, соблюдение производственных связей в процессе труда, сроков их исполнения….

ü Воинская дисциплина — строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законами, воинскими уставами и приказами командиров (начальников).

ü Технологическая

ü Договорная

ü Плановая

ü Служебная дисциплина на гражданской службе — обязательное для гражданских служащих соблюдение служебного распорядка гос органа и должностного регламента, установленных в соответствии с законодательством.

ü другие

Есть два мнения о дисциплине в государственном управлении: одно характеризует ее в институциональном аспекте как совокупность норм, правил, процедур, требований, которые выработаны и утверждены в управляющей системе и подлежат исполнению каждым, кто в ней действует или с ней соприкасается; другое — раскрывает через фактическое поведение людей в управленческих процессах.

Правовые средства укрепления дисциплины — поощрение, контроль и принуждение.

Средства укрепления и обеспечения законности являются и средствами укрепления дисциплины .

Принципы и требования законности. Для уяснения сущности законности в управлении важное значение имеет вопрос о ее принципах и требованиях. Принципы законности — это основополагающие идеи, выражающие содержание законности, а требования это то, чего требует законность, т.е. правовые предписания, соблюдение и исполнение которых в управленческой деятельности делает последнюю законной.

К принципам законности относятся: верховенство закона; единство законности; недопустимость противопоставления за конности и целесообразности; реальность законности; гласность законности и т.д…..

Дисциплина и законность взаимосвязаны. Соблюдение законов к иных нормативных актов — требование как законности, так государственной дисциплины. Законность служит основой дисциплины, ибо одним из требований дисциплины является соблюдение законов и других нормативно-правовых актов. Без соблюдения дисциплины невозможна законность. Средства укрепления и обеспечения законности являются и средствами укрепления дисциплины. Несмотря на взаимосвязь законности и дисциплины они не тождественны. Дисциплина охватывает порядок поведения людей не только в сфере правового регулирования общественных отношений. Ее содержание шире содержания законности, поскольку включает исполнение обязанностей и реализацию прав, основанных не только на требованиях правовых, но и иных социальных норм. Законность же требует соблюдения и исполнения предписаний норм права. Выполняя требования законности и дисциплины каждый субъект управления, юридические и физические лица обязаны следить за соблюдением законности и дисциплины в управлении.

 

74.Назовите и охарактеризуйте способы обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении.(см вопрос

Обеспечение законности и дисциплины достигается при помощи организационно-правовых средств. В своей совокупности они представляют собой способ обеспечения законности и дисциплины, а также систему этих способов. 2 основных способа обеспечения законности и дисциплины являются контроль и надзор.

Контрольосуществляется различными органами.

2 разновидности:

• государственный контроль, осуществляется уполномоченными госорганами, судом

• общественный контроль, осуществляется общественными организациями, не наделенными государственно-властными полномочиями

Контроль является одной из основных функций большинства ОГУ. Специфика контроля зависит от того, какими полномочиями наделен соответствующий орган (судебный орган осуществляет контроль в ходе правосудия, законодательные – в ходе законотворческого процесса). Для некоторых органов контроль является основной функцией, для других – вспомогательной.

Административный надзор – это специализированный вид правоохранительной деятельности ряда ОГУ. Он состоит в осуществлении наблюдения за деятельностью поднадзорных субъектов и исполнение ими действующего законодательства. Содержание административного надзора являются:

• надзор за соблюдением соответствующих правил и инструкций

• контроль за организацией работников по исполнению и соблюдению действующих правил

Законодательством предусмотрен обширный перечень органов, осуществляющих административный надзор. Вместе с тем ключевым критерием, определяющим полномочия по осуществлению административного надзора является соответствующая государственно-властная функция, которой наделен орган управления. От административного надзора следует отграничить общий надзор прокуратуры. Административный осуществляется ОГУ, к которому прокуратура не относится. Соответственно прокурорский надзор имеет более широкий характер. Он распространяется не только на контроль в сфере управления, но и на осуществление правосудия, законотворческой деятельности.

ДОП ИНФА:

Способы обеспечения законности:

· контроль

· надзор.

Контроль осуществляется различными органами

· государственный контроль, осуществляется уполномоченными госорганами, судом

· общественный контроль, осуществляется общественными организациями, не наделенными государственно-властными полномочиями

Контроль является одной из основных функций большинства ОГУ.Специфика контроля зависит от того, какими полномочиями наделен соответствующий орган (судебный орган осуществляет контроль в ходе правосудия, законодательные – в ходе законотворческого процесса). Для некоторых органов контроль является основной функцией, для других – вспомогательной.

Административный надзор – это специализированный вид правоохранительной деятельности ряда ОГУ. Он состоит в осуществлении наблюдения за деятельностью поднадзорных субъектов и исполнение ими действующего законодательства.

Содержание административного надзора являются:

· надзор за соблюдением соответствующих правил и инструкций

· контроль за организацией работников по исполнению и соблюдению действующих правил.

Ключевым критерием, определяющим полномочия по осуществлению административного надзора является соответствующая государственно-властная функция, которой наделен орган управления.

От административного надзора следует отграничить общий надзор прокуратуры. Административный осуществляется ОГУ, к которому прокуратура не относится. Соответственно прокурорский надзор имеет более широкий характер. Он распространяется не только на контроль в сфере управления, но и на осуществление правосудия, законотворческой деятельности.

Организация административного надзора предусматривает создание специализированного органа (в системе ОВД создается специализированная контролирующая инстанция):

1) разрешительная система (дает разрешение на использование огнестрельного газового оружия)

2) паспортно-визовая служба (осуществляет контроль за соблюдением паспортного режима)

3) ГАИ (осуществляет административный надзор на безопасностью дорожного движения)

Контроль и административный надзор различаются и по методам реагирования на нарушение законности.

Контроль за соблюдением дисциплины предполагает в большей степени использование дисциплинарных методов, административный надзор носит более императивный государственно-властный характер.

Различные формы реагирования на нарушение законности и дисциплины.

При осуществлении контроля формы реагирования в большей степени связаны с применением мер дисциплинарного взыскания. При осуществлении административного надзора уполномоченный орган использует более широкий спектр возможных мер воздействия на правонарушителя (ОВД, осуществляя административный надзор, имеет право по его результатам привлекать виновного к административной или уголовной ответственности).

Способы обеспечения законности и дисциплины имеют специфические особенности, однако они связаны единством главной цели – обеспечивают точное соблюдение требований законности и дисциплины каждым звеном госаппарата управления.

 

75.Раскройте понятие контроля в государственном управ­лении и назовите его виды. Определите назначение и принципы контроля.

Обобщенно контроль — это система наблюдения и проверки процесса функционирования объекта с целью устранения отклонений от заданных параметров. Сущность контроля за деятельностью органов исполнительной власти заключается в том, что уполномоченные на то государственные органы (законодательной, исполнительной, судебной власти) и общественные организации, используя организационно-правовые способы и средства, выясняют, не допущены ли в деятельности подконтрольных органов исполнительной власти и их должностных лиц какие-либо нарушения законности, и если таковые имеются, то своевременно их устраняют, восстанавливают нарушенные при этом права, привлекают виновных к ответственности, принимают меры по предотвращению нарушений законности и дисциплины. Контроль как способ обеспечения законности характеризуется определенными признаками.

Во-первых, между контролирующим органом (должностным лицом) и подконтрольным объектом в большинстве случаев существуют отношения подчиненности или подведомственности.

Во-вторых, объектом контроля является как законность, так и целесообразность деятельности контролируемого, когда контролирующий вправе вмешиваться в текущую административно-хозяйственную деятельность контролируемого. Закон (нормативный акт), как правило, предоставляет значительную свободу выбора для органа исполнительной власти, не предлагая жесткой модели поведения для каждой конкретной ситуации, отсюда — необходимость строгого контроля не только за законностью, но и за целесообразностью контролируемых действий. В-третьих, контролирующий часто наделяется правом отменять решения контролируемого.

В-четвертых, в соответствующих случаях контролирующий вправе применять меры дисциплинарного воздействия к контролируемому за допущенные нарушения.

Формы контрольной деятельности весьма разнообразны: заслушивание отчетов, информации и сообщений, проверки, экспертизы, наблюдение за действиями контролируемого (например, по вопросам государственной регистрации, лицензирования, сертификации), изучение деловых и личных качеств кандидатов на замещение должностей, координация деятельности контрольных органов, рассмотрение жалоб и т.д. Особо значимы проверки, которые заключаются в установлении фактических данных и сборе информации о выполнении нормативных правовых актов по проверяемым вопросам.

В зависимости от того, на какой стадии деятельности подконтрольного объекта проводится проверка, различают контроль предварительный, текущий и последующий. Контроль, осуществляемый за органами исполнительной власти со стороны других органов (законодательной, судебной власти, общественных организаций), именуется внешним, а осуществляемый самими органами исполнительной власти внутри своей системы — внутренним.

По отношению (связи) субъектов контроля с государством, контроль подразделяется на:

1) государственный – осуществляется госорганами и их должностными лицами (президент, парламент и т.д.)

2) общественный – осуществляется организациями, объединениями (профсоюзы, политические партии)

Виды классификации:

1) по объему

• общие – исследование целого комплекса вопросов деятельности подконтрольных субъектов

• специальные – проверка подконтрольного объекта по четко определенному кругу вопросов

2) по стадиям проведенного контроля

• предварительный – основная цель профилактика правонарушений

• текущий – непосредственно в ходе контроля

• последующий – проверка устранения ранее выявленных недостатков

3) в зависимости от субъектов

президентский

• контроль органа представительной власти

• исполнительной власти

• судебный

• КГК

Содержание контроля состоит из:

1) наблюдения за функционированием подконтрольных объектов, получения объективной информации о выполнении подконтрольными правил и поручений. Наблюдение осуществляется путем изучения данных учета, проверки документов на месте, проведение ревизии и т.д.

2) анализ собранной информации, выявление тенденций, причиненных разработкой прогнозов

3) принятие мер по предотвращению нарушения законности и дисциплины

4) пресечение противоправной деятельности

5) выявление виновных, привлечение их к ответственности

Основные принципы контроля:

1) законность

2) объективность

3) независимость

4) гласность

5) сохранение государственной, коммерческой и других, охраняемых законом тайн.

 



infopedia.su

соблюдение, использование, исполнение права. — КиберПедия

Реализация права – осуществление содержащихся в праве предписаний в правомерном поведении субъектов права.

Выделяют три формы непосредственной реализации права: соблюдение, исполнение, использование.

Соблюдение – такая форма реализации норм права, которая выражается в строгом выполнении субъектами права содержащихся в нормах запретов, т.е. в воздержании от совершения деяний запрещённых определённой нормой права.

Например – ст. 205 УК РБ Кража. Уголовным законодательством запрещено хищение имущества путём кражи. Данная норма будет реализовываться при соблюдении запрета.

Исполнение – такая форма реализации норм права, при которой субъекты права обязаны выполнять определённые в норме действия.

Например – Статья 53 Конституции Республики БеларусьКаждый обязан уважать достоинство, права, свободы, законные интересы других лиц.

Использование – такая форма реализации норм права, которая выражается в исполнении субъектами права дозволенных действий, т.е использования какого-либо права.

Например – Статья 49 Конституции Республики Беларусь Каждый имеет право на образование.

Применение права как особая форма реализации права. Субъекты применения права. Специфика правоприменительной деятельности. Требования правильного применения права. Законность, обоснованность, справедливость, целесообразность. Осуществление его в установленном процессуальном законодательном порядке.

Правоприменение–это властная деятельность компетентных органов и должностных лиц по подготовке и принятию индивидуальных предписаний

Признаки правоприменения:

1.это властно-императивная форма реализации права

2.осуществляется компетентными, уполномоченными на то органами и должностными лицами.

3.носит процессуальный характер

4.состоит из ряда последовательных стадий, т.е. отличается стадийностью

5.имеет под собой соответствующие юридических основания

6.связано с вынесением правоприменительных актов.

7.является разовым и индивидуально определенным действием, касающимся персонифицированных субъектов

8.направлено на урегулирование конкретных ситуаций.

ПРИНЦИПЫ:

1) ОБОСНОВАННОСТЬ — это означает, что:

1. Должны быть выявлены все относящиеся к делу факты;

2. Такие факты должны быть тщательно и объективно изучены и признаны достоверными;

3. Все недоказанные и сомнительные факты не должны быть приняты во внимание и отвергнуты.

ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ в праве — это соответствие деятельности лиц в рамках закона конкретным условиям места и времени, наиболее целесообразное осуществление нормы в конкретной жизненной ситуации. Норма права в силу своего общего характера не может учесть все особенности каждого конкретного случая, но обычно дает возможность исполнителю учитывать их.



СПРАВЕДЛИВОСТЬ — это требование к актам применения права, отражает идею о социальной справедливости общества, означает осознание правильности решения дела с точки зрения интересов народа и государства, убежденность лица применяющего права, а также окружающих в том, что принятое решение служит интересам общества, а также наиболее полно и последовательно отвечает потребностям и интересам отдельных граждан, их коллективов, предприятий, учреждений.

Основные стадии правоприменительной деятельности. Установление фактических обстоятельств дела. Выбор правовой нормы. Юридическая квалификация и доказывание. Принятие решения в правоприменительной деятельности. Доведение решения до сведения заинтересованных лиц.

Применение права – сложный процесс, состоящий из нескольких связанных друг с другом стадий.

Выделяют три стадии правоприменения:

1) установление фактических обстоятельств дела;

2) установление юридической основы дела;

3) принятие решения по делу и доведение до сведения заинтересованных лиц содержания принятого решения.

Первая стадия правоприменительного процесса состоит в установлении юридических фактов и юридических составов. В рамках этого этапа устанавливаются лишь те факты и обстоятельства, которые предусмотрены нормой права и являются юридически значимыми (правомерными или неправомерными).

Вторая стадия применения норм права – установление юридической основы дела – предусматривает поиск правоприменительным органом норм права, необходимых для разрешения дела.Нахождение норм права ведется от общего к частному, то есть вначале определяется отрасль прав, затем институт, а в рамках института уже устанавливаются конкретные нормативно-правовые предписания.



На третьей стадии процесс правоприменения завершается принятием и вынесением окончательного решения компетентным органом, должностным лицом.После вынесения решения его содержание доводится до сведения адресата правоприменителя, заинтересованных лиц и организаций, которым разъясняются порядок и последствия обжалования решений. Решение имеет общеобязательное значение и подлежит неукоснительному исполнению государственными органами, организациями, гражданами. После этого конкретное общественное отношение считается урегулированным.

40. Коллизии в законодательстве и способы их разрешения. Правило юридической силы. Правило специальности. Правило хронологии.

Юридические коллизии – это противоречия между правовыми актами, которые регулируют одни и те же общественные отношения.

Причины юридических коллизий могут быть:
1) объективными, одни нормы устаревают, а другие появляются, не всегда обязательно отменяя прежние и действуя зачастую одновременно с ними;
2) субъективными, которые, прежде всего, возникают из-за недостатка опыта законодателя, а также низкого качества законов, непоследовательной систематизации нормативных актов и др.

Для преодоления этих коллизий применяется специально разработанный юридический механизм, состоящий из трех правил, последовательно дополняющих друг друга:

Правило юридической силы: подлежит применению та норма права, которая содержится в акте с большей юридической силой.

Если коллизирующие нормы права содержатся в актах равной юридической силы, то применяется правило специальности, которое обязывает руководствоваться нормой, содержащиеся в акте, специально изданном для регулирования определенных общественных отношений.

Если коллизирующие нормы находятся в актах равной юридической силы, имеющих статус специального или общего акта по отношению к рассматриваемому вопросу, следует использовать правило хронологии. Подлежать применению будет норма акта, принятого хронологически более поздно. Т.е. более поздно принята та норма, которая содержится в более позднем акте законодательства, даже если этот акт законодательства всего лишь вносит изменения и дополнения в ранее принятый акт.

cyberpedia.su

3 Соблюдение, исполнение и использование как непосредственные формы реализации права

Вопрос 2

4 Механизм правореализации ?

?? Реализация П – сложный процесс, протекающий во времени. Реализация П как процесс воплощения П в жизнь включает в себя: 1) юридич механизмы реализ П; 2) формы непосредственной реализации П, когда фактические жизненные отношения обретают юридич форму. Юридич механизмы реализ П многообразны ?? стр. 393 ТГП

5 Применение правовых норм как особая форма реализации права

Реализация норм права: понятие и формы Нормы права имеют смысл лишь когда реализуются. Реализация права — это осуществление юридически закреплённых и гарантированных Г возможностей, проведение их в жизнь в деятельности людей и их организаций.

Применение права — это властная деятельность уполномоченных на то государственных или иных органов, состоящая в рассмотрении конкретного юридического вопроса, дела и вынесения по нему индивидуального решения, обязательного для его адресатов. Обычно реализация права происходит без участия Г, его органов. Вместе с тем в некоторых типичных ситуациях возникает необходимость государственного вмешательства, без чего реализация права оказывается невозможной. Правоприменение это решение конкретного дела, жизненного случая, применение закона к конкретным лицам. Признаки: 1 Осуществляется уполномоченными на то гос органами и в пределах их компетенции. 2 Имеет индивидуальный характер (выносится в отношении конкретного юридического дела). 3 Указанное решение является обязательным для субъектов, которым оно адресовано, и для тех органов, которые должны его исполнять. 4 Правоприменительная деятельность носит властный характер, который проявляется не только в обязательности указанного решения для его адресатов, но и в обязательности требований правоприменителя к лицам, так или иначе причастным к рассмотрению дела (например, обязательность явки в суд свидетеля, ответчиков, экспертов по вызову суда, предоставление документов по его требованию). 4 Регламентируется процессуальными нормами.

Эффективность действия норм права. Эффективность юридических норм — это результат их реализации на практике. Юридические нормы по своему содержанию и качеству бывают разными. Юридическое понятие »эффективность» означает положительное воздействие юридической нормы на общественные отношения. Положительность выявляется следующим образом: должны улучшаться условия жизни общества — тогда воздействие положительно. 1 Оценивать положительность нормы нужно с помощью категории »цель» — достигнута ли цель? И какова эта цель? Также необходимо цель соотнести с результатом. 2 Не всякий результат социально оправданной цели достигается правильными средствами и с малыми издержками. 3 Нужно соотносить результат с издержками.

Специфическим показателем эффективности действия юридической нормы является не результат улучшения экономической, социально, политической и иных сфер жизни, а достижение гарантированности прав и свобод на практике. Это две составные части эффективности действия юридической нормы — гарантированность и улучшение всех сфер общественной жизни. Эффективность зависит от целого ряда факторов: Правильности отражения юридической нормой закономерностей развития общественной жизни; Уровня правосознания и правовой культуры людей; Информированности субъектов общественных правоотношений о действующих нормах; Уровня правовой законности и правопорядка и т.д.

studfiles.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *